Русский O'zbekcha English

О программе собеседования

 

ПРОГРАММА

собеседования для приёма кандидатов в слушатели
Высшей школы бизнеса и предпринимательства

ВВЕДЕНИЕ

 

Для обеспечения выполнения задач, поставленных Постановлением Президента Республики Узбекистан от 4 апреля 2023 года № ПП-108 «О мерах по расширению научных подходов и дальнейшему совершенствованию системы подготовки управленческих кадров
в реализации экономических реформ», Высшей школой бизнеса
и предпринимательства (далее – Высшая школа) осуществляется подготовка высокопрофессиональных управленческих кадров, способные решить приоритетные задачи развития отраслей экономики на основе современных образовательных стандартов, по специальностям магистратуры МВА- глобальный менеджмент, МВА–финансы, МВА–агробизнес, МВА–малый бизнес и предпринимательство и Управление проектами PM.
Отбор слушателей осуществляется на основе конкурса из числа руководителей и специалистов органов государственного и хозяйственного управления, крупных объединений, акционерных обществ и других субъектов предпринимательства. Собеседование является одним из этапов отбора кандидатов (далее – кандидат) для поступления в магистратуру.

Основной целью собеседования является – создание и обеспечение конкурентную среду в процессе отбора кандидатов, обладающих профессиональными знаниями и научными достижениями, творческим
и научным потенциалом, высокими интеллектуальными способностями
и моральными качествами.

С помощью собеседования определяются и оцениваются такие качества кандидатов, как профессионализм в управлении, системное мышление, лидерские способности, отношение к ценностям и адаптивность
к изменениям.

Данная программа определяет содержание основных требований
к кандидатам и представляет информацию о направлениях подготовки
к экзаменам в виде собеседования.

В ходе собеседования с кандидатов требуется продемонстрировать свои знания и навыки о закономерностях и принципов, функциях и задачах управления, о роли, культуре и стиле руководителя в системе управления,
а также о сущности, содержании и эффективности управленческих решений.

Программа разработана с учетом требований Положения о порядке собеседования при поступлении в магистратуру и на курсы переподготовки управленческих кадров и рецензировано отраслевыми экспертами.

 

Основные направления вопросов

 

I. Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы

 

Направления вопросов, задаваемые кандидатам по Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы, разработанная по результатам широкого общественного обсуждения на основе принципа «От Стратегии действий — к Стратегии развития»:

  • построение гуманного государства путем возвышения чести и достоинства человека и дальнейшего развития свободного гражданского общества;
  • превращение принципов справедливости и верховенства закона в основополагающее и необходимое условие развития страны;
  • ускоренное развитие национальной экономики и обеспечение высоких темпов роста;
  • проведение справедливой социальной политики, развитие человеческого капитала;
  • обеспечение духовного развития и поднятие данной сферы на новый уровень;
  • подход к глобальным проблемам исходя из национальных интересов;
  • укрепление безопасности и оборонного потенциала страны, ведение открытой, прагматичной и активной внешней политики.

 

II.Определение личностных качеств и компетенций кандидатов в слушатели Высшей школы

 

 

В этом разделе со стороны членов комиссии будут заданы вопросы с целью определения уровня сформированности компетенций, необходимых кандидатам для успешной деятельности в сфере управления деятельностью субъектов бизнеса и предпринимательства.

Круг предполагаемых вопросов:

  • ценности (патриотизм, инициативность, самоотверженность, лояльность, стремление к профессиональному росту, постоянная работа над собой и т.д.);
  • развитие в личности лидерских качеств (умение мотивировать других, самостоятельность в принятии решений, коммуникабельность, способность убеждать, культура речи, опрятность внешнего вида, духовность работника и человека);
  • развитие профессионализма управленческого персонала (умение ставить цели, анализировать ситуацию, организовывать, планировать и обеспечивать ее реализацию, а также контролировать);
  • развитие уровня системного мышления (самостоятельное мышление, умение анализировать ситуацию, учиться разделять ее на составляющие и находить связь между ними, умение представлять глобальную окружающую среду);
  • адаптивность к изменениям (управление коллективом в нештатных ситуациях, обладать собой в стрессовых ситуациях, толерантность, способность принимать решения в сложных, неопределенных и конфликтных ситуациях, умение слушать других и склонность к поиску новых инновационных идей, творческий подход к решению проблем);
  • способность кандидата анализировать проблемную ситуацию в целом, способность полностью выявить проблему, комплексный подход к проблеме и правильно ее интерпретировать, учитывать правовые аспекты при поиске решения проблемы, опираться на ценности и этические стандарты в процессе принятия управленческих решений;
  • уровень обоснованности предложений кандидата требованиям и принципам управления, а также механизмы их реализации решения и контроля, правовая и экономическая обоснованность предложений кандидата по разрешению проблемной ситуации и соответствие требованиям управления, знания кандидата по обеспечению реализации управленческих решений и совершенствованию контроля.

 

III. Бизнес и предпринимательская деятельность
в Республике Узбекистан

 

 Предполагаемые вопросы:

  • сущность и основные направления экономической политики Республики Узбекистан по развитию предпринимательства;
  • предпринимательское право и его основные принципы в Узбекистане;
  • формы предпринимательства, предусмотренные действующим законодательством в республике;
  • порядок регистрации проверок, проводимых органами надзора в деятельности субъектов предпринимательства;
  • основные направления активного развития семейного предпринимательства в Узбекистане;
  • основные цели и задачи реализации комплексной экономической и социальной политики по формированию предпринимательских навыков у населения, полной реализации внутренних сил и потенциала человека, созданию новых рабочих мест;
  • Фонд для поддержки предпринимательской деятельности молодежи;
  • единая государственная политика, направленная на развитие всех форм малого бизнеса и частного предпринимательства;
  • широкое внедрение инструментов цифровой экономики в отрасли экономики и социальные достижения экономического развития;
  • стратегические задачи развития цифровой экономики в Узбекистане.

 

 

IV. Государственное и экономическое управление

 

  • Государственная власть и ее символы. Демократическое государство. Верховенство закона. Суверенное государство. Разделение государственной власти и распределение полномочий. Взаимоотношения органов государственной власти.
  • Система органов государственной власти и управления в Республике Узбекистан. Основные направления и задачи государственных органов. Правовой статус Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Правовой статус Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Организационно-правовой основы деятельности Президента Республики Узбекистан. Система исполнительной власти в Республике Узбекистан. Правовой статус Кабинета Министров Республики Узбекистан. Система судебной власти в Республике Узбекистан.
  • Механизмы управления хозяйствующими субъектами. Понятия корпоративного управления, корпоративный менеджмент управление, управление проектами.

 

V. Социально-психологические методы управления хозяйствующими субъектами

 

Социально-психологические методы управления как средство воздействия на социальные потребности людей. Возможность использования социально-психологических методов в управлении хозяйственными и коллективными организациями. Эффект методов убеждения, создания стандартов в коллективе, морального стимулирования. Конфликты в коллективе и возможности их решения, стиль руководства, лидерство в коллективе и личностные качества руководителя.

Административные методы управления как метод прямого управленческого воздействия на объект управления. Нормативно-правовые документы, приказы, распоряжения и инструкции.

Организационные методы управления как совокупность мер организационного воздействия субъекта управления по отношению к объекту управления.

Организационное регулирование. Организационное нормирование как метод воздействия на объект управления. Нормы и нормирование: аппарат органов управления, их количество, управляемость.

Организационные и методические указания. Разработка методических указаний по поиску рациональных управленческих решений, подготовке документов по распределению и распоряжению, по взаимоотношениям органов управления с предприятиями и организациями. Указания руководителя по выполнению тех или иных управленческих задач.

 

 

Основные функции управления

 

Функция как один из основных компонентов, составляющих содержание процесса управления. Функция управления как сфера деятельности воздействия субъекта управления на объект управления. Планирование в управлении, включая стратегическое планирование, организация, принятие решений и обеспечение их реализации, мотивация и контроль. Рациональное использование ресурсов в управлении. Методы мотивации. Мониторинг и контроль.

 

VII. Правовые основы развития предпринимательства, обеспечения занятости и сокращения бедности в махаллях

 

Основы развития предпринимательства в Узбекистане. Основные пути и правовые основы обеспечения занятости и сокращения бедности в нашей стране. Система работы «Махаллабай»: виды семейного предпринимательства, инструменты разработки и реализации бизнес-проектов. Определение «точки роста» махалли.

 

VIII. Финансовые механизмы развития предпринимательства
в махаллях

 

Пути обучения безработной молодежи и женщин профессиям и предпринимательству и обеспечения их занятости. Эффективное использование подворий населения и налаживание животноводства, птицеводства, кролиководства, пчеловодства, семеноводства, питомниководства, цветоводства и других видов деятельности. Финансовые источники развития предпринимательства в махаллях. Организация и финансирование экспортно-импортной деятельности предпринимательских субъектов. Создание инновационных продуктов в бизнесе и их коммерциализация.

 

Социально-экономическое развитие регионов через развитие бизнеса и предпринимательства

 

Стартап-идеи и бизнес-инкубаторы для развития сферы услуг и социально-экономического развития махаллей. Развитие сотрудничества и обмена опытом между предпринимателями. Структура национальной инновационной системы в предпринимательстве: научно-техническая структура; производственный состав; торговля; финансовый составляющий; кадровое обеспечение; информационно-аналитический элемент. Факторы, влияющие на бизнес и предпринимательство в махаллях. Цифровая трансформация бизнеса. Система комплаенс-контроля в бизнесе.

 

Направление глобализации мировой экономики

 

Концепция глобализации экономики. Глобальные проблемы экономики. Глобализация мировой экономики. Производственное и научно-техническое сотрудничество в интеграции в мировую экономику. Влияние процессов глобализации на формирование мегаполисов. Влияние процессов глобализации на формирование крупных компаний в мире. Политические и экономические процессы, происходящие в мире, и их влияние на другие страны.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» от 23 сентября 2020 года ORQ-637
  2. Указ Президента Республики Узбекистан от 28.01.2022 г. № УП-60
    “О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы”
  3. Указ Президента Республики Узбекистан от 3 декабря 2021 года
    №УП-29 «О приоритетных направлениях государственной политики по развитию предпринимательства, обеспечению занятости населения и сокращению бедности в махалле»;
  4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 3 декабря 2021 года №ПП-31 «О мерах по организации деятельности помощников хокимов по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле»
  5. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису и народу Узбекистана, 20 декабря 2022 года.
  6. Антонова Н. Б. Государственное управление. – Минск, 2012. – 440 с.
  7. Асадов Ш.Г. Органы местного самоуправления. Методическое пособие. – Т.: ДеХаус Принт, 2012. – 179 с.
  8. Касимова Д.С. Теория управления: Учеб. Т.: Тафаккур Бостони, 2011. 336б.
  9. Махмудов И. Психодиагностика лидера. Т.: Академия, 2014. 76 с.
  10. Ходжиев Э., Исмаилова Г, Рахимова М. Государственная служба. Учебное пособие Т.: Бактрия Пресс, 2015. 172б.
  11. Трикер Б. Корпоративное управление: принципы, политика и практика. 3-е издание, Оксфорд, 2015.- 544 с.
  12. Суюнов Д.Х., Хошимов Э.А., Хусаинов Ш.А. Корпоративный менеджмент: проблемы и современные решения. Монография: ООО «БРОК КЛАСС СЕРВИС». Монография. 2021 год. -207 с.
  13. Суюнов Д., Эльмирзаев С. Корпоративное управление. Учебник. ООО «БРОК КЛАСС СЕРВИС». 2021 г. - 448 с.

Электронные образовательные ресурсы

 

  1. www.gov.uz – правительственный портал Республики Узбекистан.
  2. www.president.uz – официальный сайт Президента Республики Узбекистан.
  3. www.lex.uz – национальная база правовых документов Республики Узбекистан.